10 Билет 3

1

Манёвровый светофор — это железнодорожный светофор по следующему описанию сигналов:

Название сигнала

Описание

Один лунно-белый огонь

Разрешается делать манёвры

Один синий огонь

Запрещается делать манёвры

У манёврового светофора имеется два сигнала: лунно-белый и синий огни.

Маневровый светофор — один из специальных светофоров, используемых на железной дороге. Маневровый светофор разрешает или запрещает проведение маневров, то есть проход подвижного состава по стрелочным переводам.

Маневровый светофор имеет два сигнала: синий и лунно-белый. Лунно-белый разрешает маневры, а синий — запрещает. В некоторых случаях вместо синего огня используется красный.

Маневровые светофоры, как и все светофоры на железной дороге, бывают мачтовые, карликовые и подвесные

2

Двухпроводная схема управления стрелочным электроприводом применяется при релейной централизации с центральными зависимостями и центральным питанием.

Эта схема совместно с электроприводом выполняет следующие функции:

а) перевод остряков стрелки из одного крайнего положения в другое, а также возвращение их из промежуточного положения в любое крайнее;

б) запирание остряков стрелки в маршруте;

в) контроль положения остряков стрелки при нахождении их в плюсовом, минусовом и промежуточном положении;

г) доведение остряков стрелки до крайнего положения в случае занятия подвижной единицей стрелочного изолированного участка после начала перевода;

д) исключение возможности перевода остряков стрелки при занятом стрелочном изолированном участке и в случае замыкания ее в маршруте.

В схеме (рис. 1) применяются следующие приборы:

ППС – поляризованное пусковое стрелочное реле типа ПМП-150/150, предназначено для: отключения реле НПС, обеспечивая однократный кратковременный режим его работы в пусковой цепи; изменения полярности питающего напряжения в рабочей цепи; исключения появления ложного контроля при перепутывании линейных проводов;

НПС – нейтральное пусковое стрелочное реле типа НМП-220/02, служащее для включения рабочей или контрольной цепи и обеспечения довода стрелки до крайнего положения в случае занятия изолированного участка во время перевода;

ОК, ПК, МК – контрольные реле, предназначенные для контроля плюсового, минусового и промежуточного положений стрелки (реле ОК типа КМ-3000, а ПК, МК – НМ1-1800);

ВЗ – реле взреза, фиксирует наличие контроля положения стрелки и выполняет дополнительные функции по контролю состояния негабаритных участков, положению охранных стрелок, отсутствию передачи стрелки на местное управление;

СКТ – изолирующий контрольный трансформатор;

С2 – изолирующий конденсатор исключающий замыкание постоянной составляющей тока, выделяемой на реле ОК, через обмотку изолирующего трансформатора.

R2 – ограничивающий резистор, служащий для защиты трансформатора СКТ при коротком замыкании между линейными проводами.

Конструктивно эти приборы расположены в стрелочном пусковом блоке ПС и блоке С исполнительной группы БМРЦ. Кроме этого, в путевой коробке у стрелочного электропривода расположены:

Р – реверсирующее реле типа ППРЗ-5000, служащее для реверсирования электродвигателя путем выбора соответствующей обмотки возбуждения ; последовательно с реле Р включен ограничивающий резистор R4 =18 кОм, т.к. реле ППРЗ-5000 переключает поляризованный якорь при напряжении 15-25 В, а рабочее напряжение в линии 220-250 В;

ВС - выпрямительный столбик, диод с последовательно включенным резистором сопротивлением 1000 0м, осуществляющие однополупериодное выпрямление для питания контрольного рале ОК.

Двухпроводная, схема управления стрелочным электроприводом состоит из следующих цепей:

пусковой (управляющей) цепи, построенной на реле НПС и ППС;

рабочей цепи включения стрелочного электродвигателя;

контрольной цепи.

Контрольная цепь. Все контакты реле на схеме (рис. 1) показаны в состоянии, когда стрелка находится в плюсовом положении и имеет контроль этого положения. Датчиком положения стрелки являются контакты автопереключателя, а приемником – реле ОК.

В двухпроводной схеме управления стрелкой применяется контрольная цепь переменного тока с полярной избирательностью. В схеме контактами автопереключателя в зависимости от положения остряков изменяется полярность включения Д2 относительно реле ОК. В результате на реле 0К выделяется постоянная составляющая, полярность которой зависит от положения стрелки. Так, при плюсовом положении стрелки в положительный полупериод напряжение контрольной цели приложено к реле ОК и параллельно включенному ВС. При такой полярности приложенного напряжения ВС обладает большим сопротивлением. Ток в этот полупериод проходит, в основном, через обмотку реле 0К. В отрицательный полупериод реле ОК шунтируется низким прямым сопротивлением ВС. Таким образом, при плюсовом положении стрелки ток через реле ОК проходит только в положительный полупериод. Через нейтральней и поляризованный контакты, реле ОК и поляризованный контакт реле ППС включается реле ПК. На табло горит зеленая лампочка (позиция I на рис.2).

Пусковая цепь. В данной схеме применена пусковая цепь с использованием двух пусковых реле: нейтрального НПС и поляризованного ППС. Для перевода стрелки в минусовое положение ДСП поворачивает стрелочную рукоятку (или срабатывает минусовое управляющее реле МУ) (позиция 2 на рис.2). Замыкается цепь возбуждения реле НПС по высокоомной обмотке с проверкой выполнения всех логических условий безопасного перевода стрелки:

а)свободности изолированного участка (СП↑);

б)незамкнутости ее в маршруте (3↑);

в)отсутствии передачи данной стрелки на местное управление (МИ↑).

Реле НПС после возбуждения выключает контрольную цепь, включает рабочую цепь и поляризованное пусковое реле ППС. Реле ОК выключается, стрелка теряет контроль (позиция З на рис.2). Реле ППС своим контактом отключает реле НПС и подготавливает цепь возбуждения его при обратном переводе. Однако реле НПС удерживает свой якорь в притянутом положении до включения электродвигателя за счет замедления, создаваемого конденсатором С1. Диод Д1 исключает разряд конденсатора С1 через обмотку реле ППС.

Рисунок 2 – Временная диаграмма работы реле при переводе стрелки

Рабочая цепь. В данной схеме применена двухпроводная рабочая цепь включения электродвигателя с местным реверсированием. Местное реверсирование обеспечивается реле Р, контактами которого выбирается необходимая обмотка возбуждения электродвигателя. Управление реле Р осуществляется путем изменения полярности питающего напряжения в рабочей цепи при каждом переводе стрелки. Первоначально через фронтовые контакты НПС включается питающее напряжение в рабочую цепь. Оно поступает на реле Р и параллельно включенный ВС с резистором, положение якоря этого реле соответствует полярности питающего напряжения. Затем, после срабатывания реле ППС, его контактами изменяется полярность питающего напряжения в рабочей цепи. С этого момента до переключения контактов реле Р резистор RЗ защищает ВС от пробоя, т.к. он оказывается включенным в проводящем направлении. Реле Р переключает контакты, которыми выбирает соответствующую обмотку возбуждения и включает двигатель (позиция 4 рис. 2).

После включения электродвигателя ток в рабочей цепи увеличивается до 2-3 А. За счет чего реле НПС блокируется рабочим током двигателя, проходящим по его низкоомной обмотке, и будет удерживать нейтральный якорь в притянутом положении до тех пор, пока будет работать электродвигатель. Этим обеспечивается довод стрелки до крайнего положения в случае занятия изолированного участка после начавшегося перевода.

В начальный момент перевода размыкаются контрольные и замыкаются рабочие контакты автопереключателя подготавливая схему к обратному переводу либо реверсу из среднего положения. После завершения перевода остряков стрелки и механического запирания их размыкаются рабочие контакты автоперекдючателя и замыкаются контрольные. В результате размыкания контакта 11-12 выключается электродвигатель (поз. 5 на рис.2). Ток в рабочей цепи уменьшается до 0,015 А, который проходит через обмотку реле Р. Реле НПС отпускает свой якорь, его контактами выключается рабочая цепь и замыкается контрольная.

В результате переключения контактов автопереключателя полярность включения ВС относительно реле ОК изменилась и на реле ОК теперь выделяется постоянная составляющая отрицательной полярности. Через контакты ОК и ППС включается минусовое контрольное реле МК (поз. 6 на рис. 2).

В случае передачи стрелки на местное управление срабатывает децентрализующее реле Д и выключается реле местного управления МИ. Перевод стрелки в этом случав производится в результате срабатывания стрелочного реле местного управления СМУ и соответствующего положения поляризованного контакта этого реле.

Двухпроводная схема управления стрелкой построена так, что в ней полностью исключена возможность формирования ложной информации - контроль несоответствующего положения. Поэтому всякое повреждение контрольной цепи приводить к потере контроля. Кроме этого, схема надежно защищена от самопроизвольного перевода стрелки и, что особенно опасно, под составом.

Исключение формирования ложного контроля положения стрелки или самопроизвольного перевода стрелки достигается следующим:

а) отделением контрольной цепи каждой стрелки от всех источников постоянного и переменного тока с помощью изолирующеготрансформатора;

б) двухполюсной коммутацией рабочей и контрольной цепи;

в) применением проверки соответствующего положения поляризованных контактов реле Р, ППС, ОК и контактов аптопереключателя;

г) применением постоянного тока для управления и переменноготока для контроля.

Наибольшую опасность с точки зрения возможности получения ложного контроля представляют следующие ситуации:

а) стрелка остановилась в среднем положении;

б) в электродвигателе имеет место неплотное прилегание щетки к коллектору;

в) коллектор загрязнен.

При этих условиях может возникнуть устойчивый выпрямительный эффект, если межконтактный зазор составляет десятые доли миллиметра и искровые пробои в определенные полупериоды (положительные иди отрицательные) переходят в дугу.

Наличие в межконтактном зазоре коллекторной пыли или примеси щелочно-земельных элементов активизируют газовый разряд в форме искрового пробоя. Постоянная составляющая при возникновении выпрямительного эффекта в межконтактном зазоре может достигать больших значений (до 30 – 40 В). Для исключения возникновения выпрямительного эффекта применяются следующие способы:

1) уменьшение тока в цепи до значения, меньшего критического тока возникновения дуги, что достигается путем увеличения активного сопротивления в контрольной цепи.

2) применение в качестве контрольного специального реле с увеличенной мощностью срабатывания, превышающей возможный уровень мощности постоянной составляющей при возникновении выпрямительного эффекта в межконтактном зазоре.

В этой схеме в качестве контрольного реле использовано реле КМ-3000, имеющее мощность срабатывания 0,53 Вт, напряжение полного подъема 40 В. Дня повышения защищенности контрольной цепи в этом случае параллельно двигателю включены конденсаторы С.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *